Бизнес по-русски или футбол по-английски

15 июля 2004

ЧИСТО РАЗВЛЕЧЬСЯ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ЖУРНАЛА «КОМПАНИЯ» ЭЛЬМАР МУРТАЗАЕВ НЕЗНАКОМ С РОМАНОМ АБРАМОВИЧЕМ ЛИЧНО. НАБЛЮДАЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ХОЗЯИНА «ЧЕЛСИ» С ВЫСОТЫ ПОЛЕТА БИЗНЕС-АНАЛИТИКА, МУРТАЗАЕВ УЖАСАЕТСЯ И НЕГОДУЕТ. Всего за один сезон хозяин элитного английского клуба потратил на свое приобретение 476 млн долларов. Контрольный пакет, выкупленный у прежнего хозяина Кена Бейтса, обошелся Абрамовичу в 48 млн.

 

Еще примерно 169 млн ушло на выплату долгов. Чтобы избавиться от назойливых миноритарных акционеров и вывести акции из свободного обращения, менеджмент «Челси» заплатил 42 млн. На покупку новых футболистов было потрачено около 217 млн долл. Добавьте сюда увеличение зарплатной ведомости игроков и приобретение нескольких топ-менеджеров, в частности бывшего генерального менеджера «Манчестер Юнайтед» Питера Кеньона.

Теперь посмотрим на доходы. Поскольку «Челси» больше не является публичным предприятием, я вынужден основываться на косвенных данных. До покупки «Челси Вилладж» Абрамовичем ежегодный оборот этой компании составлял 184 млн, а чистый убыток – 26 млн. Все доходы от выступления в Лиге чемпионов и в английской премьер-лиге (продажа прав трансляции, атрибутики, билетов и т.д.) в сумме составили не более 60 млн. Таким образом, чтобы окупить расходы только на покупку новых футболистов, клубу надо играть на том же уровне больше трех лет – типично затратный проект. Ну и что? В конце концов, если Роману Аркадьевичу хочется спустить куда-нибудь полмиллиарда долларов – это его личное дело. Одно «но». Личное дело Абрамовича происходит не в его резиденции за высоким забором, а на европейском футбольном рынке.

Десятилетие безумного роста цен на игроков и зарплат футболистов поставило на грань банкротства ведущие клубы – «Рому», «Лацио», «Барселону», тот же «Челси». Кризис заставил клубы заниматься нормальным бизнесом – бороться за рекламные контракты, сокращать издержки, повышать доходы от продажи билетов. Президент «Барселоны» Жоан Лапорта оговаривает бюджет новых покупок и – немыслимо для 90-х! – официально представляет общественности бизнес-план клуба. Лондонский «Арсенал» держит короткую скамейку запасных, чтобы инвестировать деньги в строительство нового стадиона, без которого невозможно добиться роста прибыли. Фактически за «живые» деньги клубы покупают либо суперзвезд, либо молодых игроков. В первом случае речь идет скорее о приобретении брэнда (типичный пример – Дэвид Бекхэм), который можно успешно продавать на мировом рынке. Во втором – об инвестициях в товар, который с большой вероятностью может вырасти в цене или стать раскрученным брэндом (как это происходит в случае с покупкой «Арсеналом» Хосе-Антонио Рейеса).

Логика Абрамовича совершенно иная. Он покупает игроков для победы. Или потому, что они просто ему нравятся. Ситуация напоминает 1992 год, когда российские предприятия-экспортеры получили право самостоятельной торговли и своими демпинговыми поставками обрушили алюминиевый рынок. Характерно, что из девяти новых игроков команды лучше прежнего уровня на новом месте заиграл только Уэйн Бридж. Косвенно ошибки трансферной политики признал новый тренер «Челси» Жозе Моуринью, заявивший, что ему не нужны два полных состава.

Сразу после прихода Роман Абрамович вроде бы оставил часть полномочий прежним менеджерам «Челси»: председателю совета клуба Кену Бейтсу, исполнительному директору Тревору Берчу, главному тренеру Клаудио Раньери. Однако, как потом жаловался уволенный Кен Бейтс, решения по покупкам новых игроков сваливались на них как снег на голову. Решения принимались широким кругом лиц, многие из которых (по слухам, в их число входили президент самарских «Крыльев Советов» Герман Ткаченко и даже президент ЦСКА Евгений Гинер) официально не имели к клубу никакого отношения. Получилась картина, типичная для российских компаний середины 90-х годов. Отношения «хозяин-менеджер» никак не регламентированы, инвестиционный план – если и есть, то только в голове хозяина. В довершение ко всему, в середине сезона Абрамович купил Питера Кеньона, менеджера-гения, сделавшего из «Манчестера» образец футбольного предприятия. Правда, складывается ощущение, что британец стал еще одним экспонатом личной коллекции российского олигарха. Интересно: а Кеньон в курсе всех сделок, готовящихся клубом?

Болельщики «Челси» сегодня боготворят Абрамовича, указывая на небывалые успехи клуба. Вопрос заключается в том, способно ли массовое сознание болельщиков объективно оценивать что-либо. Подарки любят все люди, независимо от их национальности и достатка. Перефразируя модную ныне в Англии шутку, заметим, что хотя в Британии и появился Абрамович, на свете еще есть вещи, которые не продаются. Например, авторитет. На последнем заседании известного объединения элитных клубов Европы G-14 прошение «Челси» о вступлении в эту группу было отклонено.