Сочи 2014 vs. контрафакт: борьба началась

11 июня 2008

Все больше компаний пытаются заработать на Сочи-2014 - случаи незаконного использования компаниями олимпийской символики после избрания Сочи столицей зимних Игр 2014 года участились. С начала года оргкомитет сочинской Олимпиады насчитал уже свыше 150 таких правонарушений.

 

В числе нарушителей оказались завод шампанских вин "Абрау-Дюрсо", Банк Москвы и риэлтерское агентство Blackwood.

Открытый ПИФ акций "Олимпийский проспект Сочи-2014", ориентированный на массового потребителя, Банк Москвы выпустил на рынок в октябре 2007 года: минимальные инвестиции в фонд составляли всего 1 тыс. руб., и проект оказался очень успешным, рассказывают в пресс-службе банка, но спустя несколько месяцев упоминание Сочи пришлось убрать. В банке настаивают, что сделали это "по собственной инициативе". "Все наши продукты так или иначе связаны с названиями улиц",— говорит представитель пресс-службы банка Олег Федорченко.

"Право на использование олимпийской символики Сочи-2014 имеют только официальные партнеры, спонсоры, поставщики и лица, подписавшие лицензионный договор с организационным комитетом Олимпиады,— объяснил представитель комитета.— Заключение таких договоров начнется после 1 января 2009 года, до этого времени использование символики незаконно". К такой символике оргкомитет относит слова "олимпийский", "Олимпиада", "olympic", "olympian", "olympiad", "Сочи-2014", "Sochi 2014" — даже образованные на их основе другие слова и словосочетания нельзя использовать в названиях и рекламе продуктов и услуг. Запрещены также изображения олимпийских колец, факела, флагов и прочих символов игр.
Использование олимпийской и параолимпийской символики регулируется п. 2 ст. 7 закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Лицензию на такую символику нужно получать у Международного олимпийского комитета, Международного параолимпийского комитета или у уполномоченных ими организаций.

Защита прав на "олимпийские" наименования и изображения осуществляется в порядке, определяемом законами "О защите конкуренции" (ст. 14 ФЗ N 135), "О рекламе" (ст. 38 ФЗ N 38) и "О защите прав потребителей".

Всего с 4 февраля, когда была утверждена Комплексная программа по защите олимпийской и параолимпийской символики, зарегистрировано более 150 случаев нарушений режима использования этой символики российскими компаниями, сообщили в оргкомитете Сочи-2014.

80% нарушений, по словам сотрудника комитета, приходится на Краснодарский край — в основном это незаконная торговля сувенирной продукцией. Среди крупнейших случаев — задержание в апреле Новороссийской таможней нескольких контейнеров с "олимпийскими" сумками, пляжными шляпами, джемперами и другими потребительскими товарами общим весом более 40 тонн. По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении, но объемы задержанного контрафакта допускают возможность переквалификации дела в уголовное.

В качестве примеров нарушений в оргкомитете назвали регистрацию ООО "Миграционное агентство "Олимпстрой"" и службы такси "Олимп", размещавшей на машинах надпись Sochi 2014. По результатам проведенной властями проверки компанию Blackwood обязали приостановить контракт на продажу площадей в стоящемся элитном комплексе "Олимпик-Плаза". Нижегородскому заводу "Стандартъ", выпускавшему водку с эмблемой Сочи-2014, повезло еще меньше: Нижегородская региональная прокуратура обвинила его в незаконной реализации товара и направила соответствующее заявление в местное управление ФАС.

Другие производители алкоголя тоже хотят быть причастными к Олимпиаде. По словам сотрудника оргкомитета, новороссийский завод шампанских вин "Абрау-Дюрсо" (по данным "Бизнес-Аналитики", в январе—феврале марка занимала 4,8% российского рынка игристых вин) намеревался выпустить специальную партию шампанского "Сочи-2014". "Руководство завода заявляло, что этим шампанским будут поздравлять спортсменов — героев сочинской Олимпиады. Это не соответствует действительности, создает ложные представления об одобрении оргкомитетом потребительских свойств данного товара, то есть является недостоверной рекламой",— объясняет старший аккаунт-менеджер агентства "Маслов и партнеры" Ася Соскова. По ее данным, оргкомитет уже предупредил завод о последствиях.

"Определенные трудности во взаимодействии с олимпийским оргкомитетом у водки "Путинка-2014" есть",— признает ее создатель Стэн Кауфман, генеральный бренд-менеджер компании "Винэксим". Правда, оговаривается господин Кауфман, письменных претензий "Винэксим" не получал: монополии на использование цифр 2014 нет ни у Международного олимпийского комитета, ни у оргкомитета Сочи-2014. В комитете говорят, что ситуация по "Путинке-2014" "неоднозначная" и "на сегодня окончательного решения нет", сообщает "Коммерсант".