Сергей Собянин: «Предлагается перейти к системе долгосрочных контрактов на проведение чемпионатов России»

2 июня 2015

Мэр Москвы Сергей Собянин сегодня выступил на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта с рядом предложений по изменении системы финансирования профессионального спорта, и в частности, порядка передачи прав на проведение чемпионатов России.

 

СпортМенеджмент.Ру приводит текст выступления Сергея Собянина (выделения в тексте – редакции):

«Рабочей группой, в состав которой вошли представители Федерального Собрания, Администрации Президента, Правительства Российской Федерации и основных субъектов, действующих в российском спорте, включая Олимпийский комитет, спортивные федерации, профессиональные лиги и клубы, антидопинговое агентство «РУСАДА», были подготовлены соответствующие предложения по комплексным изменениям в законы, регулирующие профессиональный спорт и спорт высших достижений.

В частности, Владимир Владимирович, свои предложения о создании нового спортивного канала, о котором Вы только что говорили, доложит Дмитрий Николаевич Чернышенко. В случае Вашей поддержки, Владимир Владимирович, предлагается оформить все эти предложения соответствующими поручениями Президента и, соответственно, реализовать их оперативно на практике.

Из чего исходила рабочая группа при подготовке этих предложений? Прежде всего учтены качественно новые возможности для развития большого спорта, которые были созданы в России за последние годы. В нашей стране построено множество современных спортивных сооружений, позволяющих проводить соревнования самого высокого качества. И это очень важно. Строительство стадионов и тренировочных баз создавалось не только в Москве, Сочи, Казани и городах, которые примут чемпионат мира по футболу, но и в других регионах – практически в каждом субъекте Российской Федерации.

Помимо кардинального обновления инфраструктуры большого спорта за последние годы существенно улучшена и вся система подготовки спортивного резерва. Министерством спорта разработано более 70 федеральных стандартов спортивной подготовки. Определены базовые регионы для развития отдельных видов спорта. Так, Москве поручено развивать 54 вида спорта, Санкт-Петербургу – 40, по 30 видов спорта развивают такие крупные регионы, как Московская область и Свердловская область.

В рамках данной идеологии несколько лет назад, к примеру, в Москве мы создали экспериментальную команду для целевой подготовки к Олимпиаде в Сочи. Для кандидатов в сборную России были созданы все необходимые материальные условия, определены оптимальные программы подготовки, выделено целевое финансирование, и в течение нескольких лет перед Олимпиадой отслеживался прогресс спортивного мастерства. Это позволило сделать надёжный прогноз относительно итогового результата и отобрать сильнейших.

Этот подход к подготовке полностью себя оправдал. Спортсмены-москвичи внесли значительный вклад в победу сборной России – почти половина золотых медалей. В настоящее время в составе экспериментальной команды Москвы к Олимпиаде в Рио‑де-Жанейро готовятся 230 спортсменов.

Ещё одной важной особенностью современного этапа является, конечно, активный процесс формирования структур профессионального спорта. В популярных игровых видах спорта успешно развиваются сильнейшие профессиональные лиги. Сложился институт спортивных агентов, работают, хотя пока ещё и не очень хорошо, системы трансфертов игроков, продажи прав на трансляции и рекламу. Обсудив в период подготовки к заседанию Совета все эти изменения, рабочая группа предлагает внести в закон о физической культуре и спорте и другие законы следующие наиболее важные изменения.

Во‑первых, предлагается подробно определить в законе правовое положение, права и обязанности основных субъектов профессионального спорта – клубов, лиг, агентов и так далее, о чём вы уже сказали.

Во‑вторых, считаем необходимым включить в закон обязательные требования к профессиональным клубам по развитию детского и юношеского спорта. Это значит, что каждый профессиональный клуб будет обязан содержать детско-юношескую спортивную школу, оплачивать работу тренеров и участвовать в организации регулярных первенств для юниоров.

В‑третьих, предлагается ввести систему аккредитации спортивных агентов, которые будут осуществлять федерации или спортивные лиги по соответствующим видам спорта.

Четвёртое. Предлагается создать отечественную систему разрешения спортивных споров, включая постоянный третейский спортивный суд для разрешения споров между спортивными федерациями, профессиональными лигами, клубами и отдельными игроками. На наш взгляд, это позволит перевести в российскую юрисдикцию большинство судебных споров. Соответственно, сократится число обращений в Международный спортивный арбитраж, хотя в определённых случаях возможность его использования также, конечно, должна сохраниться.

Пятое. В целях устранения противоречий в системе найма и увольнения профессиональных спортсменов и тренеров предлагается закрепить в Трудовом кодексе положение заключения с ними исключительно срочных трудовых договоров.

И шестое. Рабочая группа рассмотрела сложившиеся механизмы финансирования профессионального спорта. Все коллеги согласны, что наиболее уязвимой стороной сегодня является чрезмерная зависимость клубов от бюджетного финансирования и спонсорских средств компаний, в том числе и государственных компаний. Такая зависимость препятствует нормальной спортивной конкуренции, ставя одни клубы в привилегированные условия и неоправданно ущемляя права других клубов.

Понятно, что кардинальным решением этой проблемы стал бы выход профессионального спорта на самоокупаемость. Однако понятно, что двигаться вперёд к достижению этой цели нужно максимально аккуратно, не устанавливая каких‑либо жёстких сроков.

В качестве первого шага рабочая группа предлагает ряд мер по созданию дополнительных источников финансирования профессионального спорта и упорядочению бюджетных расходов.

Прежде всего предлагается по‑новому отрегулировать порядок передачи прав на проведение чемпионатов России. Как известно, сегодня собственниками прав на чемпионаты являются спортивные федерации, которые передают их профессиональным спортивным лигам. Сроки действия соответствующих договоров между федерациями и лигами, как правило, не превышают 3–4 лет. Это, конечно, слишком короткий срок. Более того, у профессиональных лиг отсутствуют гарантии их продления на очередной срок.

Но если право на проведение чемпионата России приходится заново подтверждать каждые два или четыре года, под него практически невозможно привлечь долгосрочные спонсорские контракты. Также невозможно выгодно продать права на трансляцию соревнований, поскольку телекомпании предпочитают заключать многолетние контракты как минимум на пять лет, а часто и на более длительные сроки.

Для решения проблемы предлагается перейти к системе долгосрочных контрактов, вплоть до 15 лет, на проведение чемпионатов России с их автоматическим продлением на очередной срок. По мнению коллег, это позволит профессиональным лигам улучшить качество организации чемпионатов России, расширить круг привлекаемых спонсоров, а также существенно увеличить доходы от продажи на трансляцию соревнований.

Разумеется, при переходе на долгосрочные договоры у спортивных федераций сохранится право голоса при решении ключевых вопросов проведения чемпионатов России. Также будет определён механизм досрочного расторжения договоров в случае выявления грубых нарушений в работе профессиональной лиги.

Следующая мера озвучивалась неоднократно. Речь идёт о специальных платежах букмекерских контор и тотализаторов непосредственно на развитие спорта, а также спортивных лиг. Этот механизм требует тщательной проработки.

Что касается бюджетного финансирования профессиональных спортивных клубов. Действительно, будет целесообразно на первом этапе запретить использование бюджетных средств на трансферты и выплаты спортивным агентам. Возможность бюджетного финансирования других статей расходов предлагается сохранить. Также должна сохраниться бюджетная поддержка строительства стадионов и другой спортивной инфраструктуры, что чрезвычайно важно.

Представляется, что для упорядочения финансирования в профессиональных спортивных клубах могли бы быть приняты крупнейшими компаниями с государственным участием специальные собственные регламенты. Для этого не нужно менять закон, достаточно решений, принимаемых на корпоративном уровне.

В заключение скажу о подходах к решению ещё одной актуальной проблемы – регулирования привлечения легионеров в российские клубы. По данному вопросу, уважаемый Владимир Владимирович, как Вы сказали, было дано поручение практически год тому назад. Соответствующий закон внесён в Думу и принят в первом чтении. В рамках рабочей группы мы ещё раз обсудили этот вопрос. Считаем, что необходим гибкий, сбалансированный механизм регулирования числа легионеров, который, с одной стороны, не ослаблял бы российские клубы и не подорвал интерес болельщиков к чемпионатам России по футболу, хоккею, баскетболу, а с другой стороны, учитывал бы интересы наших национальных сборных, а это не менее важно.

В этой связи предлагается наделить спортивные федерации правом устанавливать гибкие ограничения на участие легионеров в российских чемпионатах в зависимости от ситуации, складывающейся в конкретном виде спорта, с учётом мнения профессиональных лиг. В ближайшее время Правительство России совместно с депутатами завершит, как докладывалось на рабочей группе, работу над этими поправками, что позволит принять данный закон.

Уважаемый Владимир Владимирович, сформированные в докладе рабочей группы предложения обсуждены с Правительством Российской Федерации, большинством заинтересованных спортивных федераций и профессиональных лиг. Прошу их поддержать. Спасибо».