РФС меняет партнера: рекордный суперконтракт с adidas

25 августа 2008

Российская федерация футбола не намерена продлевать контракт с Nike, истекающий 1 сентября, и в ближайшие недели собирается объявить о новом соглашении – с Adidas. 100-миллионный контракт с немецкой компанией будет в 12-15 раз выгоднее предыдущего.

 

Как сообщил в пятницу Sports.ru со ссылкой на собственные источники в РФС, революционный контракт сборной России с Adidas, о котором скоро будет объявлено официально, вступит в силу 1 сентября 2008 года.

За 4 отборочных цикла, последний из которых завершается летом 2016-го, РФС получит 100 миллионов долларов, полное обеспечение амуницией всех сборных команд, роялти от продаж футболок (порядка 5%), а также бонусы за выход в финальную часть чемпионатов мира и Европы. Если только не проиграет судебный процесс Nike – по данным Sports.ru, американская компания, рассчитывавшая на пролонгацию контракта в соответствии с некоторыми пунктами прежнего соглашения, сейчас рассматривает такую возможность.

Впрочем, шансы Nike воспрепятствовать союзу РФС с Adidas крайне малы. В крайнем случае, Российский футбольный союз пойдет на выплату определенной неустойки: слишком уж явно условия нового контракта превосходят условия старого.

«Точнее вычислить сложно. Когда Nike подписал первое соглашение с РФС, в 1996-м, в нем фигурировала сумма $1,6 млн в год. Но затем она серьезно снизилась вследствие невыполнения Российским футбольным союзом своих обязательств – чуть ли не до нуля. Разумеется, вся экипировка сборным при этом поставлялась бесплатно. Бонусы за попадание на чемпионаты Европы и мира были нечастыми – как и сами эти попадания», - цитирует главный редактор Sports.ru Дмитрий Навоша в своем блоге информацию эксперта в области российского спортивного маркетинга, пожелавшего остаться неизвестным.

Последние успехи сборной России, конечно, повлияли на рост стоимости технического спонсорства – но лишь отчасти. «Процентов на 15-20, не больше», – утверждает эксперт. «Куда большее значение имеет общий рост рынка, – говорит он. – Nike этот рынок определенно недооценивал – не случайно во время Евро-2008 найти футболку сборной России в фирменных магазинах было почти нереально.

А прорыв на этом рынке совершил, как ни странно, Bosco. Именно эта компания доказала, что при правильном маркетинге на патриотической волне можно продать много подобной продукции, даже если она дорогая и не очень качественная. Как вторую составляющую роста рынка я бы привел общее удорожание спонсорских прав в мировом и российском футболе – с каждым годом оно все более заметно».

Но главным фактором, взвинтившим цену контракта, по уверениям эксперта, стала война между Nike и Adidas. Вести с американо-немецкого фронта уже многие годы держат в серьезном напряжении всех, кто интересуется спортивным маркетингом.

Пока Adidas активизируется на североамериканском направлении (покупка Reebok, спонсорский контракт с НБА, подписание баскетбольных звезд от Данкана до Гарнетта и т.д.), Nike разворачивает наступление на других континентах. Прежде всего – в Европе, и в особенности – в футболе. Первый серьезный маркетинговый шаг в футболе Nike предпринял только в 1996-м, подписав контракт со сборной Бразилии, но с тех пор компания постоянно наращивает свое присутствие в этом виде спорта: «Барселона» (стоимость пятилетнего контракта – $189 млн), «МЮ» ($439 млн на 15 лет), «Арсенал» (около $250 млн на 10 лет), «Ювентус» ($12 млн в год) и так далее.

Теперь во всех мало-мальски приличных футбольных странах – включая Россию – тендер за техническое спонсорство идет на новом, невозможном прежде уровне. Например, два месяца назад при продлении контракта с южнокорейской сборной Nike пришлось удвоить ставки и выложить $27 млн за 4 года. Любопытно, что Adidas предлагал еще больше ($29 млн), однако, по некоторым данным, корейская федерация футбола убоялась возможного судебного иска от Nike. Каковой, как сказано выше, может поступить и в РФС.