Дмитрий Медведев: «Расслабляться все равно не надо»

4 мая 2010

Президент РФ Дмитрий Медведев 3 мая 2010 года провел рабочую встречу с вице-премьером правительства РФ Дмитрием Козаком, посвященную итогам визита в Сочи Координационной комиссии МОК и процессу подготовке к Олимпиаде.

 

Как сообщил Дмитрий Козак, самым трудным вопросом на текущий момент является процесс изъятия и предоставления жителям новых земель вместо необходимых для строительства олимпийских объектов. При этом график строительства объектов соблюдается, а где-то выполняется с опережением.

Также вице-премьер обратил внимание Президента на подготовленную программу по привлечению, размещению и подготовке персонала для проведения Олимпийских игр, которая коснется в том числе и волонтеров. Общее число персонала к 2014 году составит 100 тысяч человек, из них 50 тысяч – волонтеры.

Приводим полную стенограмму рабочей встречи, предоставленную пресс-службой Кремля.

«Д.МЕДВЕДЕВ: Дмитрий Николаевич, не так давно у нас была делегация Международного олимпийского комитета, с тем чтобы посмотреть, как мы готовим Олимпиаду, каковы результаты. Что отмечают наши партнеры по Международному олимпийскому комитету? Есть ли какие-то проблемы?

Д.КОЗАК: Действительно с 13 по 15 апреля была ежегодная конференция организационной комиссии Международного олимпийского комитета (МОК), которая оценивает результаты нашей работы в течение года. Этому предшествовал визит представительной группы экспертов МОК, более ста экспертов совершили пятьдесят пять выездов на различные олимпийские объекты, разобрались с документацией. Можно сказать, что была глубокая, взыскательная проверка, контроль.

Если говорить об итогах этой работы, то члены организационной комиссии [МОК] отметили, что подготовка проекта идет весьма успешно, наблюдается серьезная динамика, и они считают, что по сравнению с другими странами, которые готовили аналогичные Игры, у нас, в России, работа идет с некоторым опережением.

Напомню, что подготовительный период во всех странах, где готовились и летние, и зимние Олимпийские игры, занимал три года, и первый камень в олимпийские объекты закладывался за четыре года до проведения Олимпийских игр. Мы это сделали на год раньше – весной прошлого года. Также экспертами МОК отмечено, что на сегодняшний день это крупнейший комплексный инвестиционный проект в мире.

Напомню некоторые цифры: строится одновременно более восьмисот самостоятельных объектов капитального строительства. В результате реализации проекта будет создано более пятидесяти новых предприятий и сорок три тысячи рабочих мест. На сегодняшний день в проекте задействовано пятьдесят девять заказчиков. Это федеральные и краевые органы исполнительной власти, а также множество частных организаций. Бизнес, как известно, принимает очень активное участие в реализации проекта. На строительстве сегодня занято сто восемьдесят семь строительных организаций, девяносто – проектных из тридцати пяти регионов Российской Федерации. Можно сказать, что это всероссийская стройка. Только на уровне Правительства Российской Федерации одновременно контролируется более трех тысяч контрольных сроков по всем этим объектам. Если взять в совокупности по всем ответственным исполнителям, по всем заказчикам, то таких сроков, которые контролируются и должны быть взаимоувязаны между собой, в сотни раз больше – несколько сот тысяч.

Это действительно сложный проект, который требует согласованных взаимоувязанных по срокам, по действиям, по содержанию действий всех: как различных органов исполнительной власти, так и частных организаций, которые участвуют в проекте. Еще раз напомню: пятьдесят девять только заказчиков, а если взять еще других участников проекта, так сказать, согласующих или контролирующих органов, то это еще двадцать пять различных организаций, и это требует как нигде командной работы. Потому что сроки нельзя перенести, но и опаздывать вредно, но иногда бывает вредно и опережать. Потому что это дезорганизует работу, поэтому требует спаянной работы.

Если говорить о сложностях, с которыми приходится сталкиваться, то прежде всего один из сложнейших вопросов – это изъятие и предоставление земель. При этом масштаб: из шести тысяч гектаров, которые требуются для размещения различных объектов, это дороги – прежде всего для них требуется больше всего земли, всего двести гектаров – это земли, которые находятся в частной собственности граждан. Но это наиболее сложные и деликатные вопросы. Они сами по себе сложные, плюс, Вы знаете, мы специально принимали закон о дачной амнистии – эти процессы еще не завершены: у многих людей не оформлены документы, многие объекты недвижимости и земельные участки находятся в спорном состоянии, и эти вопросы тоже необходимо решать. Как мне представляется, на сегодняшний день такая система работы выстроена, Вы знаете, у нас еще в 2007 году был принят олимпийский закон, который специально регулировал эти вопросы, и там был предусмотрен взаимный контроль различных органов Краснодарского края, госкорпорации «Олимпстрой». Вынуждены были урегулировать этот вопрос, минимизируя двойные действия различных органов, чтобы они друг другу не мешали.

Д.МЕДВЕДЕВ: Мы же этот закон подкорректировали некоторое время назад.

Д.КОЗАК: Да, в этой части он постоянно подвергался корректировке. Но прежде всего он корректировался с точки зрения максимального учета интересов граждан, потому что вначале, в 2007 году, был такой подход: предполагалось, что людям просто заплатят деньги, и они самостоятельно решат свои жилищные вопросы. Затем вынуждены были перейти на то, чтобы людям предоставлять жилье и по рыночным ценам оценивать изымаемое и предоставляемое жилье.

Д.МЕДВЕДЕВ: Мы с Вами это обсуждали в ходе совещаний, которые были практически год назад и даже до того. Знаете, в отношении сроков что я могу сказать. Это, конечно, хорошо, что мы сейчас находимся в графике, но расслабляться-то все равно не надо. Потому что лучше иметь какой-то запас. Ощущение того, что мы находимся в графике, это правильно – это хорошее ощущение, оно дает возможность двигаться размеренно, поступательно, но в то же время нужно быть в тонусе. Что касается самого сложного вопроса – предоставления земли взамен изъятой, то нужно поступать по закону и в соответствии с теми рыночными критериями, как мы, кстати, с Вами и договаривались, когда проводили совещание в Красной Поляне, что это должно быть основным критерием, при помощи которого определяется, что должно быть предоставлено взамен изымаемого земельного участка.

Д.КОЗАК: Эти вопросы на сегодняшний день урегулированы с максимальным учетом интересов граждан, даже где-то мы пошли навстречу, и в случае, если предоставляемое жилье по площади такое же, как изымаемое, но лучшего качества, мы даже этот фактор не учитывали.

Д.МЕДВЕДЕВ: Так и надо поступать, Дмитрий Николаевич. Потому что в конце концов для граждан ведь это беспокойство, притом что Олимпиада – это всенародное дело, но для конкретного человека – это необходимость куда-то переехать. Он должен иметь за это вознаграждение. Но Олимпиада сама по себе не состоится, даже если мы построим дворцы, а мы их построим, конечно, построим хорошую инфраструктуру, будут правильные, быстрые коммуникации. Кто работать будет? Кто будет всем этим заниматься, включая и тех, кто, собственно, находится на передовой, я имею в виду волонтеров? У нас как сейчас с этим дело обстоит?

Д.КОЗАК: На сегодняшний день мы более-менее наладили работу по организации строительства и немного заглядываем в будущее. Подготовлен целый ряд программ: это и программа обеспечения безопасности, медицинского обеспечения, программа олимпийского наследия и последняя программа – наступила ее очередь, завершается ее формирование – это программа по привлечению, размещению и подготовке персонала для проведения Олимпийских игр и для обслуживания тех объектов, которые вновь создаются.

Я уже говорил: это сорок три тысячи рабочих мест, которые независимо от Олимпиады будут созданы в ходе реализации проекта и на постолимпийский период, в 2015 году они будут работать здесь и в последующие годы. Поэтому в настоящее время формирование этой программы завершается. Всего будет привлечено в пиковый период в 2013–2014 годах более ста тысяч человек, половина из них – это волонтеры, то есть временные сотрудники, которые будут привлекаться в основном Оргкомитетом для обеспечения Олимпийских игр. Думаю, что реализация этой программы даст дополнительный импульс для развития волонтерского движения в нашей стране. Это чрезвычайно важно. Оно у нас менее развито, чем во многих других странах, и на эту тему в настоящий момент подготовлен специальный проект федерального закона для того, чтобы стимулировать эту деятельность в стране.

Д.МЕДВЕДЕВ: А откуда мы этих добровольцев собираемся набирать? Это будут жители Кубани?

Д.КОЗАК: Последовательность действий такая: в первую очередь это город Сочи, за счет местных жителей. Это все-таки мероприятие города, и оно менее трудоемкое, потому что есть еще проблема размещения, жилищно-бытового обустройства этих людей. Поэтому те, кто живет в городе, должны участвовать в первую очередь. Затем – жители Краснодарского края, речь прежде всего идет о студентах, а затем – из других регионов страны.

Мы намерены воспользоваться опытом проведения Универсиады в Казани [в 2013 году], с тем чтобы волонтеров подготовить для проведения Универсиады, а затем их можно было бы использовать для обеспечения Олимпийских игр. Готовятся обучающие программы, которые предполагают обучение языку, навыкам обслуживания на мировом уровне.

По поручению Правительства России городом [Сочи] совместно со Сбербанком и банком ВТБ готовится льготная ипотечная программа для того персонала, который привлекается на постоянной основе для работы, для тех, кто может приобрести жилье с помощью ипотеки. Для тех, кто не может, мы понимаем, что такие люди будут, которые будут привлекаться городом, готовятся предложения для работодателей по схеме размещения этих людей в каком-то социальном жилье, которое работодатели должны будут реализовывать.

Для привлечения людей будут использоваться краевые органы занятости, которые будут мониторить рынок труда и в Сочи, и в Краснодарском крае, для того чтобы направлять сюда людей и во взаимодействии со всеми службами занятости других регионов привлекать лучший персонал для обслуживания олимпийских объектов и других объектов, которые здесь создаются.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это важная задача. На самом деле она даже с точки зрения восприятия нашими людьми Олимпиады исключительно важна, но это бесценные навыки, которые и сочинцам, и другим жителям нашей страны могут пригодиться в последующей жизни. Поэтому я не знаю, нужен ли отдельный закон, но какие-то нормативные документы на эту тему необходимо будет принять.

Д.КОЗАК: Что касается волонтерского движения, то это не закон, посвященный Олимпиаде, а это в целом закон, который направлен на стимулирование развития этого движения в целом в стране по самым различным направлениям».