Biletologia: посещаемость футбольных матчей в России – наименьшая в Европе

29 июня 2012

Лаборатория Biletologia факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» представила результаты исследования «Самый доступный и посещаемый футбол», посвященного анализу популярности футбольных премьер-лиг и доступности футбола для болельщиков 8 стран мира.

 

В рамках данного исследования были проанализированы показатели всех клубов премьер-лиг таких стран, как Англия, Германия, Италия, Испания, Франция, Голландия, Россия и Япония.

В исследовании представлены как статистические данные о посещаемости игр, вместимости стадионов и стоимости билетов, так и сравнительный анализ стоимости билетов на футбольный матч с походом в кино в разных странах мира. Кроме того, была изучена зависимость между размером ВВП на душу населения, посещаемостью и средней стоимостью билетов почти 150 клубов всех ведущих европейских лиг и J-лиги Японии.

Выводы исследования:

1. Доля населения, посещающего футбольные матчи в России, является самой маленькой в Европе.

2. Россия – единственная страна, где билеты в кино стоят дороже, чем билеты на футбол. Кроме того, популярность кино, как способа развлечения, также в разы превышает популярность футбола.

3. Болельщиками в России являются малообеспеченные слои населения, что напрямую влияет как на посещаемость, так и на величину стоимости билетов. Билеты в России являются самыми дешевыми в Европе. Исключением является ФК «Зенит», который напротив, является самым «дорогим» клубом Европы из-за высокого спроса и небольшой вместимости стадиона.

4. В России деятельность клубов Премьер-лиги не направлена на изменение социального профиля болельщиков.

5. Качество и состояние стадионов оказывает минимальное влияние на уровень посещаемости клубов российский Премьер-лиги. Фактором, оказывающим максимальное влияние на низкую посещаемость, является отсутствие или неэффективный маркетинг клубов.

«Перед собой мы ставили цель – собрать статистику, проанализировать ее и на языке цифр понять – где мы, и что с нами? Понимание точки отсчета дает возможность двигаться вперед. В ходе исследования мы выяснили, что низкая посещаемость матчей Премьер-лиги не обусловлена экономическими факторами, состоянием стадионов и практически не зависит от стоимости билетов. Все зависит от качества футбола как продукта, и, вероятно, людей, которые его создают», – рассказал Кирилл Ларин, руководитель лаборатории Biletologia. 

«Исследовательская и научная деятельность студентов является неотъемлемой частью образовательного процесса и особенно важной – при обучении управленческого состава. Факультет «Менеджмент в игровых видах спорта» намерен создавать все условия для работы лабораторий Biletologia и Sport Event и использовать полученные ими результаты исследований для повышения эффективности образовательного процесса», – отмечает Игорь Колесов, руководитель факультета «Менеджмент в игровых видах спорта».

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

САМЫЙ ДОСТУПНЫЙ ФУТБОЛ – В ГОЛЛАНДИИ
САМЫЙ ДОРОГОЙ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ – «ЗЕНИТ»
ПОПУЛЯРНОСТЬ ФУТБОЛА В ЯПОНИИ ВЫШЕ, ЧЕМ В РОССИИ
856% ЖИТЕЛЕЙ ХОФФЕНХАЙМА ХОДЯТ НА ФУТБОЛ
САМЫЙ ПОСЕЩАЕМЫЙ ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ – «АНЖИ»

Посещаемость и заполняемость стадионов в России находится на самом низком уровне среди рассматриваемых стран

Доля населения, посещающего футбольные матчи в России, является самой низкой в мире – в среднем один тур Премьер-лиги посещает не более 0,14% от населения страны, в то время как у лидера по этому показателю – Нидерландов – на футбольные стадионы еженедельно ходит 1,8% жителей страны.  


данные: общая посещаемость матчей премьер-лиг за последний сезон, млн.чел.
* в отличие от всех остальных стран, длительность последнего сезона в России
составила 1,5 года

 

 
данные: заполняемость стадионов и средняя посещаемость одного тура матчей премьер-лиг за последний сезон


данные: доля людей, посещающих стадионы, в общей численности населения 

 
данные: топ-8 клубов РФПЛ по общей посещаемости за сезон 2011-2012 

Матчи некоторых европейских клубов из городов с населением 2-3 тысячи человек посещают в 5-10 раз больше болельщиков

Это относится к таким футбольным клубам как немецкий «Хоффенхайм» и французский «Сошо». Самым «футбольным» городом России оказался Грозный, занимающий 82-ю строчку в рейтинге и разместившийся между Барселоной (75) и Мюнхеном (87). В первую сотню также попал Краснодар (99 место).

Все остальные российские города, представленные клубами Премьер-лиги, оказались во второй сотне, в компании с такими мировыми столицами как Рим, Лондон, Париж и Берлин.


данные: топ-10 самых «футбольных» городов

 
данные: топ-10 самых «нефутбольных» городов

Российские клубы демонстрируют самые экстремальные результаты по заполняемости трибун

Рейтинги как наиболее, так и наименее заполняемых стадионов на матчи внутреннего чемпионата возглавляют российские футбольные клубы.


данные: топ-10 футбольных клубов с наибольшей заполняемостью стадионов на матчах премьер-лиги

 
данные: топ-10 футбольных клубов с наименьшей заполняемостью стадионов на матчах премьер-ли

Самый доступный футбол – в Нидерландах

Россия возглавляет рейтинг стран с самыми дешевыми билетами на футбол, однако по показателю доступности (отношению средней стоимости билета к ВВП на душу населения) ее опережают Нидерланды и Франция – страны, в которых уровень ВВП находится на одних из самых высоких позиций в мире.


данные: средняя стоимость билета на футбольные матчи и ее доля в ВВП на душу населения

Футбол в России проигрывает конкуренцию другим видам развлечений

Несмотря на низкий уровень доходов населения России, кино, как часть индустрии развлечений, в разы популярнее футбола, при этом стоимость билетов в кино значительно превышает стоимость билета на футбол, в то время как во всех других странах эта пропорция – обратная.

 
данные: средняя стоимость билета на матчи внутреннего чемпионата и на сеанс в кино, $ (ППС)

Показатели как наименее, так и наиболее доступного футбола для населения также принадлежат российским футбольным клубам

Поскольку российский футбол не может конкурировать с другими видами развлечений в борьбе за состоятельного клиента, клубам остаются самые малообеспеченные слои населения. Исключением является ФК «Зенит», где ситуация обратная.


данные: топ-10 футбольных клубов с наименее доступными билетами

Если присутствие в рейтинге футбольных клубов с самыми доступными билетами «Волги» и «Краснодара» можно объяснить их недавним появлением в Премьер-лиге, то наличие в нем ФК «Локомотив» вызывает удивление. Вероятно, что клуб до сих пор расплачивается за последствия ориентации на аудиторию лишенных собственного дохода поклонниц Марата Измайлова и Динияра Билялетдинова.


данные: топ-10 футбольных клубов с наиболее доступными билетами

Полная версия исследования «Самый доступный и посещаемый футбол» научно-исследовательской лаборатории Biletologia при факультете «Менеджмент в игровых видах спорта» будет доступна в ближайшее время на портале СпортМенеджмент.Ру.

Контактные лица:

Кирилл Ларин,
руководитель лаборатории Biletologia, ведущий преподаватель факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета управления
тел: +7 903 256-3788

Оксана Панкратова,
руководитель исследования «Самый доступный и посещаемый футбол», управляющий партнер агентства спортивного маркетинга OnSide 
тел.: +7 916 328-3516

Ирина Колесникова,
руководитель СпортМенеджмент.ру, партнер исследования 
тел.: +7 903 281-0044