Правовые аспекты развития детско-юношеского и студенческого спорта в Российской Федерации

2 июля 2004

Заслушав доклады и выступления депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей органов государственной власти, научных учреждений и организаций, общественных физкультурно-спортивных объединений, участники парламентских слушаний отмечают: развитие детско-юношеского спорта является в Российской Федерации приоритетной заботой государства по эффективному использованию возмож-ностей физической культуры и спорта во всестороннем гармоничном развитии детей, подростков, молодежи, их подготовке к учебе, труду и защите Родины.

 

Заслушав доклады и выступления депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей органов государственной власти, научных учреждений и организаций, общественных физкультурно-спортивных объединений, участники парламентских слушаний отмечают: развитие детско-юношеского спорта является в Российской Федерации приоритетной заботой государства по эффективному использованию возмож-ностей физической культуры и спорта во всестороннем гармоничном развитии детей, подростков, молодежи, их подготовке к учебе, труду и защите Родины. В последние годы наметилась положительная тенденция к увеличению числа детей и подростков активно занимающихся физической культурой и спортом в спортивных школах.

В Российской Федерации детско-юношеские спортивные школы, в том числе олимпийского резерва, являются учреждениями дополнительного образования детей и действуют на основании Федерального закона Российской Федерации "Об образовании". Учреждения дополнительного образования спортивной направленности составляют организационную структуру детско-юношеского спорта в Российской Федерации.

Отечественная система подготовки спортивных резервов, созданная бо-лее полувека назад, зарекомендовала себя своей устойчивостью. Тенденция к замедлению роста числа спортивных школ, наметившаяся в середине 1990-х гг., сменилась в последние годы стабилизацией, а с 1999 г. – стабильным ростом, как количества спортивных школ, так и численностью занимающихся в них.

В настоящее время в 4 477 детско-юношеских спортивных школах, спортивных школах олимпийского резерва и училищах олимпийского резерва занимаются свыше 3 млн. юных спортсменов, что на 500 тысяч человек больше по сравнению с 2002 годом.

Вместе с тем, общая ситуация с физическим воспитанием детей и молодежи в стране вызывает серьезную тревогу.

Растет количество учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к спецмедгруппе. Если в 2000 г. их число составляло 1 млн. 293 тыс. человек, то в 2003 г. - 1 млн. 559 тыс. человек. Из этого числа только 55% посещают занятия по физической культуре. Ухудшение здоровья молодежи сказалось на резком снижении уровня физической подготовленности призывников, многие из которых не могут выполнить минимальные нормативы физической подготовленности.

В некоторых регионах закрываются и неэффективно работают детско-юношеские и подростковые клубы по месту жительства, спортивно-оздоровительные лагеря; из-за низкого уровня заработной платы и отсутствия социальной защиты продолжается отток квалифицированных специалистов-тренеров и преподавателей из системы спортивных школ.

Значительно возросли цены на занятия детей в спортивных секциях по многим видам спорта на платной основе. Сносятся под застройку или перепрофилируются спортивные игровые площадки и спортивные сооружения по месту жительства.

Для нужд развития детско-юношеского спорта слабо используются возможности отечественной спортивной науки, образования и медицины. Практически отсутствует это важнейшее направление в работе федераций, союзов и ассоциаций по видам спорта.

В результате многие дети и подростки особенно из малообеспеченных семей и сироты, ранее занимавшиеся в спортивных секциях, оказываются на улице и становятся пополнением для криминальной среды.

Во многом развитие детско-юношеского спорта сдерживается несовершенством действующих законодательных актов всех уровней не позволяющих создать необходимые условия (материально-технические, экономические, финансовые, организационно-управленческие) для нормального функционирования системы детского спорта.

В целях дальнейшего развития детско-юношеского спорта участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Президенту Российской Федерации В.В.Путину:

Восстановить в новой структуре федеральных органов исполнительной власти федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, руководство которым поручить осуществлять Правительству Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11 ноября 2003 г. (№ ПР-2043, п. 5) ускорить представление в Государственную Думу проекта федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

2.2. Поручить Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2010 годы", предусмотрев в ней специальные подпрограммы по детско-юношескому и студенческому спорту и государственной поддержке развития физической культуры и спорта по месту жительства.

2.3. Поручить Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму подготовить и внести вопрос о создании государственной системы эффективной подготовки олимпийского резерва в национальные сборные команды, а также внести предложения по компенсационным выплатам субъектам Российской Федерации за централизованную подготовку спортсменов из других территорий.

2.4. Принять решение о разработке и утверждении Типового положения об учреждениях спортивной направленности.

2.5. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 в части включения в "Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей", в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" категории "детско-юношеский клуб физической подготовки".

2.6. Рассмотреть и утвердить подготовленное Госкомспортом России по поручению Президента России Положение о государственном физкультурно-спортивном комплексе Российской Федерации "Физическое совершенство".

3. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральному агентству по физической культуре, спорту и туризму:

3.1. Совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации разработать концепцию образовательных стандартов по предмету "Физическая культура" всех уровней образования. Рассмотреть вопросы разработки нормативно-правового Положения о специализированных спортивных классах.

3.2. Совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации разработать социальные нормативы минимальной обеспеченности спортивными сооружениями, спортивным инвентарем и оборудованием организаций детско-юношеского спорта и в установленном порядке внести их на утверждение в Правительство Российской Федерации.

3.3. С учетом высказанных замечаний и предложений депутатов и участников парламентских слушаний внести в установленном порядке предложения по поправкам в Федеральные законы от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", направленные на создание условий для развития детско-юношеского спорта.

3.4. Разработать порядок и регламент преемственной деятельности образовательно-спортивных учреждений по обеспечению подготовки олимпийского резерва, с разграничением конкретных заданий по уровню подготовки и типу учреждения.

Разработать и утвердить Единую систему проведения соревнований (включая международные) для спортивных школ, училищ олимпийского резерва, а также для студенческого спорта.

3.5. Предусмотреть при рассмотрении вопросов реструктуризации образовательных учреждений создание на базах подведомственных учреждений университетских комплексов, включающих училища олимпийского резерва.

3.6. Проводить на регулярной основе повышение квалификации тренерско-преподавательского состава.

3.7. Совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации принять меры по созданию материально-технической и организационно-методической базы для обеспечения в общеобразовательных учреждениях процесса физического воспитания детей, подростков и молодежи, предусматривающих включение в их недельный двигательный режим не менее шести часов спортивных занятий, в том числе трех часов обязательных.

3.8. Принять меры к повышению эффективности работы спортивных школ с целью вовлечения в регулярные занятия спортом как можно большего числа детей, подростков и молодежи, а наиболее талантливым из них – совершенствования спортивного мастерства;

3.9. Внести в установленном порядке предложения по поправкам в Федеральный закон "Об образовании" в части:

- порядка лицензирования учреждений дополнительного образования спортивной направленности, а также спортивных школ, с учетом нормативно-правовых документов в области физической культуры и спорта;

- приоритета решений органов управления физической культурой и спортом в вопросах присвоения квалификационных категорий тренерам-преподавателям по видам спорта;

- оказания государственной поддержки в развитии студенческого спорта.

4. Министерству образования и науки Российской Федерации:

4.1. Внести изменение в инструктивное письмо от 24 марта 1997 г. № 12, исключившее школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ) из списка учреждений дополнительного образования с целью восстановления социальных гарантий тренерско-преподавательского состава.

4.2. Включить в проект разрабатываемой Федеральной целевой программы "Молодежь России" на 2006-2010 годы отдельным разделом подпрограмму "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молоде-жи в Российской Федерации".

5. Законодательным (представительным) и исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации:

5.1. Продолжить работу по принятию законодательных актов по развитию детско-юношеского и студенческого спорта.

5.2. Включать в уставы городов, районов и муниципальных образований вопросы развития детско-юношеского спорта.

5.3. В приоритетном порядке осуществлять меры, направленные на поддержку детско-юношеского и студенческого спорта, в том числе по его финансированию.

5.4. Активизировать работу по созданию сети спортивных клубов, спортивных школ, иных физкультурно-спортивных организаций, а также спортивных сооружений, в том числе по месту жительства.

При рассмотрении вопроса о расширении сети детско-юношеских спортивных школ руководствоваться, прежде всего, сложившимися традициями, результативностью развития видов спорта, наличием материально-технической базы и квалифицированных тренеров-преподавателей, а также экономической целесообразностью.

5.5. Включать в задания по проектированию жилых домов наличие помещений для занятий физической культурой и спортом, в том числе бассейнов, игровых и тренажерных залов, иных физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов.

Обеспечить контроль за соблюдением установленных нормативов и норм по обеспеченности населения спортивными сооружениями.

5.6. Передать специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва из ведения органов управления образованием в ведение органов управления физической культурой и спортом (поручение Президента Российской Федерации от 11 ноября 2003 г. № Пр.-2043, п.3).

5.9. В оперативном порядке решить вопрос о включении в сеть бюджетного финансирования детско-юношеские спортивные школы профсоюзов и рассмотреть вопросы имущественных отношений.

6. Федерации независимых профсоюзов России:

В соответствии с существующим законодательством и нормативно-правовыми актами системы профессиональных союзов использовать спортивные базы профсоюзов спортивными школами на безвозмездной основе.

7. Комитету Государственной Думы по физической культуре и спорту: При подготовке проекта федерального закона "О Федеральном бюджете 2005 г." учесть предложения субъектов законодательной инициативы по разделу 17 "Здравоохранение и физическая культура", а также в инвестиционную программу по вопросам создания необходимых условий для развития детско-юношеского и студенческого спорта на 2005 год.

Председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре и спорту В.Д.Горюнов