Обновленный закон о рекламе: пивные спонсоры, welcome back?

17 декабря 2004

В Госдуму в четверг была внесена принципиально новая редакция закона "О рекламе". Среди новшеств, например, разрешение рекламы крепкого алкоголя в прессе и возвращение на телевидение пивных спонсоров. По словам разработчиков, они вели постоянные консультации со многими экспертами, в том числе профессиональными рекламистами и Федеральной антимонопольной службой.

 

В результате из документа исчез ряд ограничений. Так, вновь разрешается рекламировать спиртные напитки, но только в печати; на телевидение допускаются пивные спонсоры спортивных соревнований. Однако есть ряд новых ограничений: на лотереи, игорный бизнес и лекарства.

Разработчики новой редакции закона – группа депутатов под руководством первого заместителя руководителя фракции "Единая Россия" Юрия Волкова. Авторы говорят, что к работе над текстом был привлечен большой коллектив экспертов, в том числе профессиональные рекламисты и представители Федеральной антимонопольной службы. При этом разработчики утверждают, что подготовили либеральный законопроект.

Так, авторы законопроекта предлагают ослабить действующий запрет на рекламу алкоголя, разрешив рекламировать спиртное в прессе. Также они намерены исправить недоработки, допущенные при принятии закона об ограничении пивной рекламы, и разрешить ставить в телеэфир рекламные ролики спонсоров спортивных соревнований. В комментариях к документу, правда, не уточняется, кто может быть этими спонсорами. Поэтому возникает ощущение, что ими могут оказаться и производители крепкого алкоголя. Однако Мединский уверяет, что речь идет только о пивных компаниях.

Помимо послаблений в законопроекте есть и ряд новых ограничений. В частности, вводится полный запрет на рекламу зонтичных брэндов. Очевидно, что он направлен против производителей крепкого алкоголя, которые сегодня рекламируют водку под видом минеральной воды и конфет. "Не следует думать, что этот закон так уж либерален по отношению к рекламе алкоголя, табака и пива,– уверен генеральный директор Ассоциации рекламодателей Вадим Желнин.– Послабления, которые в нем содержатся, с избытком компенсируются новыми жесткими ограничениями". Кроме того, по словам господина Желнина, закон вводит новые существенные ограничения на рекламном поле, предлагая ограничить рекламу лотерей, игорного бизнеса и лекарств.

Рекламисты, которые вчера успели ознакомиться с новым законопроектом, оценили его на редкость высоко. "Закон более причесанный. Он стал много лучше и, бесспорно, более либерален,– считает президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Игорь Янковский.– Очень важно, что в новом законе разработан понятийный аппарат, дающий определения основных понятий в сфере рекламы". "Это очень позитивный шаг: в целом законопроект выглядит гораздо более либеральным и европейским, чем его действующий предшественник",– полагает сопрезидент группы компаний BBDO Игорь Лутц.

Вместе с тем участники рекламного рынка отмечают, что законопроект нуждается в доработке. "Из-за того что закон очень либерален, он больше подходит для цивилизованного рынка,– говорит Игорь Лутц.– Как он приживется на нашем рынке, молодом и еще развивающемся,– вопрос". А Игорь Янковский полагает, что в законе остались лазейки, которые позволят трактовать его как угодно. "Например, в нем никак не описана реклама на транспорте,– отметил он.– Мне бы очень хотелось, чтобы Госдума приняла его за основу и немного доработала совместно с заинтересованными профессионалами".

Свои претензии к разработчикам закона есть и у пивоваров. "Предусмотренные в законопроекте послабления не решают проблему чрезмерных ограничений на рекламу пива",– уверена вице-президент Sun Interbrew Ирина Кибина. Она обращает внимание, что документ оставляет без изменений действующий запрет на рекламу напитка в культурных и спортивных учреждениях. "Нам предлагают рекламироваться только в перерывах спортивных соревнований. Этого явно недостаточно, так как щитовая реклама на стадионах и реклама на форме игроков по-прежнему запрещена",– заявила она.