Российский рынок спорттоваров: ожидается рост

20 марта 2008

Газета "Новые Известия" опубликовала статью "Российский рынок спорттоваров растет, но сильно отстает от западного". Редакция СпортМенеджмент.Ру попросила Андрея Малыгина, главного редактора журнала In_Sports и генерального директора агентства 8S прокомментировать данный материал.

 

Новые Известия: http://www.newizv.ru/

"По последним экспертным оценкам, российский рынок спортивных товаров увеличился за год примерно на четверть. По темпам роста он опережает американский и европейский, но по объемам уступает рынку США в 30 раз. Причина, в общем, понятна. По официальным данным, спортом в России занимается всего 10% населения. А независимые эксперты уверяют, что реальная цифра намного меньше.

На сегодняшний день объем всего спортивного рынка России оценивается в 3,5 млрд.. По прогнозам экспертов, в обозримом будущем он может увеличиться до 9 млрд. При этом ожидается, что уже к 2011–2012 годам при условии сохранения высоких темпов роста, наращивания импорта и своего производства этот рынок будет полностью насыщен. Тем не менее и тогда мы будем сильно отставать от Европы и Америки. Сейчас же разрыв просто гигантский: в США средний гражданин тратит на спорттовары примерно 330 долларов в год, в ЕС – 85, а в России – 21 доллар.

Основа западного рынка – «богатые» виды спорта. Мало того, что у нас интерес к ним появился сравнительно недавно, они до сих пор остаются практически закрытыми для большинства населения. Гольф, большой теннис, горные лыжи – удел немногочисленной элиты, которая в состоянии платить за дорогостоящие аксессуары и экипировку. В России тон задает так называемый бюджетный игровой спорт (футбол, волейбол настольный теннис), который дешев для потребителей, но не выгоден для производителей.

Эти различия определяют и разницу в структуре спортивных затрат. У нас в стране основные деньги тратятся на обувь и нехитрый инвентарь, и лишь 10% – на тренажеры. В США все наоборот: 45% – тренажеры, 35 – инвентарь и 20% – одежда и обувь. Россияне покупали бы, конечно, спорттовары посовременнее и покачественнее, но не хватает денег. А дороговизна объясняется в немалой степени тем, что 90% предложения на нашем рынке – это импорт.

Спрос у нас ограничен и по другой причине. По официальной статистике, сегодня спортом в России занимается всего 10% населения. При этом независимые эксперты уверяют, что эти данные сильно завышены. Специальная федеральная программа предполагает, что до 2015 года число спортсменов и физкультурников вырастет в стране втрое. Планируется также, что в ближайшие три года средний россиянин будет тратить на спортивные нужды не 21, как сейчас, а 40 долларов в год. Однако независимые эксперты сомневаются, что эти прогнозы сбудутся, напоминая о грядущей демографической яме, которую вырыла стране низкая рождаемость 90-х годов прошлого века. Расчет же на вовлечение в бег и прыжки «тех, кому за…» с точки зрения спортиндустрии тоже вряд ли что-нибудь даст: заботящиеся о своем здоровье пенсионеры потребляют минимум товаров отрасли – денег нет.

Специалисты убеждены: нужно развивать детский и юношеский спорт, который находится в плачевном состоянии. Четверть школ не оборудована спортивными залами, множество площадок используют под стоянки автомобилей, а стадионы сегодня нередко берут плату за занятия. Дефицит спортивного инвентаря и экипировки отмечается повсеместно, надлежащим образом оборудована лишь половина спортплощадок, подсчитали в Роспотребнадзоре. Однако для того чтобы исправить ситуацию, нужны в первую очередь инфраструктурные инвестиции, которые должны прийти от государства и бизнеса. Обычному физкультурнику этих проблем не решить."

Комментарий Андрея Малыгина для СпортМенеджмент.Ру:

Статья, на мой взгляд, немного сумбурная, не до конца систематизированная, что повлияло на некую размытость акцентов анализа, проведенного автором.

В этой статье есть некоторые неточности - в частности, в отношении объема рынка спорттоваров США - его объем по данным WFSGI составляет примерно $60 млрд., а значит, в расчете на душу населения, вряд ли следует говорить о $330 в год. И вряд ли можно считать, что 90% импортных товаров на нашем рынке - причина их недоступности и дороговизны. В условиях глобализации и международного аутсорсинга, это вполне обычная картина для большинства рынков - Европы и США в том числе.

В целом материал полезен тем, что вносит вклад в формирование представления бизнес-сообщества о спортивной индустрии.